Русский национализм антибольшевика И. А. Ильина и современность.

 

“Быть русским значит не только говорить по русски. Но
значит - воспринимать Россию сердцем, видеть любовию её
драгоценную самобытность, и её во всей вселенской истории
неповторимое своеобразие…

И. А. Ильин

 

Иван Александрович Ильин (28.03.1883 - 12.1954)- русский философ, был выслан из России в 1922 году за активную антибольшевистскую деятельность. До 1938 года жил в Германии, преподавал в Русском Научном Институте в Берлине. С 1938 года и до своей кончины в декабре 1954 года жил в Швейцарии, куда тайно перебрался, спасаясь от нацистов.

Настоящая статья написана по материалам, отраженным в брошюре: И.А.Ильин. "О русском национализме. Что сулит миру расчленение России" Издательство "Русский архив" при "Народном Доме России", Новосибирск. 1991 год.

Ильин верит в русский народ, в его духовность, жизнестойкость. Он весьма убедительно формирует фундамент этой веры, укладывая в него блоки аргументации один за другим:

“…когда западные народы ставят нам вопрос, почему же мы так непоколебимо уверены в грядущем возрождении и восстановлении России, то мы отвечаем: потому что мы знаем историю России, которой вы не знаете, и живем её духом, который вам чужд и недоступен”.

“Мы верим в русский народ не только потому, что он доказал свою способность к государственной организации и хозяйственной колонизации, политически и экономически объединив одну шестую часть земной поверхности;

и не только потому, что он создал правопорядок для сташестидесяти различных племен - разноязычных и разноверных меньшинств;

и не только потому, что он доказал свою великую духовную и национальную живучесть, подняв и пересилив двухсотпятидесятилетнее иго татар;

и не только потому, что он незащищенный естественными границами, пройдя через века вооруженной борьбы, проведя в оборонительных войнах две трети своей жертвенной жизни, одолел все свои исторические бремена;

и не только потому, что он создал могучий и самобытный язык, столь же способный к пластической выразительности, сколь к отвлеченному парению, - язык, о котором Гоголь сказал: “что ни звук, то и подарок, и право, иное название еще драгоценнее самой вещи…”;

и не только потому, что он, создавая свою особую национальную культуру, доказал - и свою силу творить новое и свой талант претворять чужое, и свою волю к качеству и совершенству, и свою даровитость, выдвигая из своих сословий “собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов”;

и не только потому, что он выработал на протяжении веков своё особое русское правосознание;

и не только потому, что он создал прекрасное и самобытное искусство, вкус и мера, своеобразие и глубина которого доселе не оценены другими народами по достоинству;

и еще не только потому, что русскому народу даны от Бога и от природы неисчерпаемые богатства, надземные и подземные, которые обеспечивают ему возможность, в самом крайнем и худшем случае успешного вторжения западных европейцев в его пределы, отойти вглубь своей страны, найти там все необходимое для обороны и для возвращения отнятого расчленителями, и отстоять своё место под Божьим солнцем, своё национальное единство и независимость”.

Вот из каких блоков сооружает фундамент своей веры Иван Александрович Ильин. Однако ему недостаточно просто верит в народ, опираясь на столь мощный фундамент. Он пытается скрепить фундамент этой веры в русский народ “идеологическим раствором” (иначе, какая же это вера, если фундамент имеет многочисленные стыки?).

Трагедия И.А.Ильина и многих патриотов России в том, что, отринув идеологию марксизма, они не смогли (объективно не смогли) найти ему достойную замену, и потому скатились в болото метафизики, в болото религии, когда можно вместо доказательства ссылаться на “Божье проведение”, на волю Божью.

И лидеры КПРФ сегодня, и Ильин в свое время, попадая в “мертвое пространство” рассуждений, где аргументация не в их пользу, скатываются в болото метафизики, где все можно списать на Бога, или приписать Богу. И здесь вера в народ уходит на задний план, и недовольство этим же народом становится преобладающим мотивом дальнейших рассуждений:

“Когда нам ставят вопрос, как это могло случиться, что русский народ в эпоху второй отечественной войны (1914 – 1917) предпочел имущественный передел национальному спасению, мы отвечаем: это случилось потому, что русское простонародное, а также и радикально – интеллигентское правосознание не были на высоте тех национально- державных задач, которые были возложены на него Богом и судьбой.

Русский человек видел только ближайшее; политическое мышление его было узко и мелко; он думал, что личный и классовый интерес составляют “главное” в жизни; он не разумел своей величавой истории; он не был приучен к государственному самоуправлению; он был не тверд в вопросах веры и чести… И прежде всего он не чувствовал своим инстинктом национального самосохранения, что Россия есть единый живой организм”.

Вот и понимай господина Ильина. Изменил временной масштаб, и великий народ превратился в сборище недоумков. Прочного фундамента веры в народ как бы и нет. Народ разделен Ильиным, на неблагодарную чернь и столь же неблагодарную и недальновидную интеллигенцию.

Призывая Бога в мастеровые по единению Русского народа, Ильин сам же отказывает народу в этом единении, упрекая его в различных грехах.

Религия оказалась не тем раствором, способным скрепить столь мощные блоки народной самобытности, русской самобытности.

Будучи неуверенным в аргументации своих выводов об итогах войны 14-го года Ильин вновь перебирает все блоки фундамента веры в русский народ, и снова у него в подмастерьях Бог.

Что есть национализм по Ильину?

“Национализм есть любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всем его своеобразии. Национализм есть вера в инстинктивную и духовную силу своего народа, вера в его духовное призвание”. Наиболее ценно в этом высказывании - “национализм есть любовь…”. Именно – ЛЮБОВЬ! И кто не согласится с антибольшевиком Ильиным в этом суждении?

Далее Ильин продолжает свою мысль: “Вот почему национальное чувство есть духовный огонь, ведущий человека к служению и жертвам, а народ – к духовному расцвету”.

Ведь история убедительно доказывает, что расцвета и могущества достигало то государство, народы которого осознавали своё национальноё значение и величие. Скажут: а СССР! Как раз СССР и подтверждает это.

Самым русским в СССР был грузин Джугашвили. Все в СССР были русскими по духу, русскими по культуре. Великий русский народ приблизил к себе национальные окраины, одарил письменностью, сам обогатился культурой десятков народов великой России, и тем стали все сильнее и прекраснее, обрели небывалую силу созидания.

“Творческий человек творит всегда от лица своего народа и обращается, прежде всего, и больше всего к своему народу. Народность есть как бы климат души и почва духа”. Очень правильно говорил Ильин, понимая душу русского народа.

Особенность СССР была в том, что более сотни различных национальностей вдруг почувствовали единение, устремленные к единой цели – построение государства социальной справедливости. “Советский народ”, ЭТО НЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ КЛИШЕ, а уникальное многонациональное образование, обладающее всеми признаками мононации.

Недаром на западе всех выходцев из СССР, независимо от его национальности называли русскими. Этот феномен еще предстоит изучить, дать ему объяснение, но он был и творил чудеса созидания в удивительной стране – СССР.

Антикоммунист Ильин тонко чувствовал русскую душу: “Не случайно русская сердечность и простота обхождения всегда сжималась и страдала от черствости, чопорности и искусственной натянутости Запада. Не случайно и то, что русская созерцательность и искренность никогда не ценилась европейским рассудком и американской деловитостью”- говорил Ильин.

Вот почему реформаторы от Запада, через своих агентов влияние в России, и перевертышей от российской интеллигенции, прежде всего, начали искоренять именно русскость в народах бывшего СССР. Почему они это делают? Вот что говорит об этом Ильин: “С каким трудом европеец улавливает особенности нашего правосознания – его неформальность, его свободу от мертвого законничества, его живую тягу к живой справедливости и в то же время, его наивную недисциплинированность в бытовых основах, его тягу к анархии”.

Есть такое выражение, трагичное по своей сути: Нет пророка в своём отечестве! Почему нет? Ответ на этот вопрос у Ильина просто гениален: “И если пророки не принимаются в своём отечестве, то не потому, что они творят из какого-то “сверхнационального” акта, а потому, что они углубляют творческий акт своего народа до того уровня, до той глубины, которая еще не доступна их единоплеменным современникам. Пророк и гений – национальнее своего поколения, в высшем и лучшем значении этого слова”.

Назовите мне хотя бы одного лидера нашего государства, или кого-либо из его окружения, кто бы в малой степени соответствовал этому определению? Нет такого. В этом трагедия нашего русского народа. Им все времена управляли посредственности, которые уничтожали всем государственным механизмом все то, что сеяли пророки в умах нашего народа.

Пребывая в своеобразии своего народа, пророки осуществляли акт классической глубины и зрелости и тем показывали всему своему народу его подлинную силу, его призвание и грядущие пути. Так говорил Ильин, Он утверждал:

“ Национализм есть здоровое и оправданное настроение души”. Кто посмеет опровергнуть это утверждение?

Антикоммунист и патриот. В нем удивительно сосуществовали эти качества. Только патриотизм, как естественное органическое его состояние, а антикоммунизм, как реакция на несправедливость к нему, как некая эмоциональная реакция на события. Так же как и его религиозность, проявляемая там, где у него не было жизненных аргументов для объяснения того, или иного состояния своей души, или жизненной ситуации, когда просто эмоции человека смертного, казались ему не убедительными.

Религиозностью он утверждал свой антикоммунизм. Но, как он любил Россию, свою многонациональную Россию! Только глубоко любящий Россию человек может так проникновенно и точно писать о грядущих опасностях, поджидающих народ России. Следует помнить, что писал это он почти 60 лет тому, в изгнании. Но, как актуальны его мысли сегодня:

“У национальной России есть враги. Их не надо называть по именам: ибо мы знаем их, и они знают сами себя. Они появились не со вчерашнего дня и дела их всем известны из истории.

Для одних национальная Россия слишком велика, народ её кажется им слишком многочисленным, намерения и планы её кажутся им тревожно – загадочными и, вероятно, “завоевательными”; и самое “единство” её представляется им угрозой.

Малое государство часто боится большого соседа, особенно такого, страна которого расположена слишком близко, язык которого чужд и непонятен, и культура которого инородна и своеобразна. Это противники – в силу слабости, опасения и неосведомленности.

Другие видят в национальной России – соперника, правда, ни в чем и никак не посягавшего на их достояние, но “могущего однажды посягнуть” на него, или слишком успешным мореплаванием, или сближением с восточными странами, или же торговой конкуренцией! Это недоброхоты – по морскому и торговому соперничеству.

Есть и такие, которые сами одержимы завоевательными намерениями и промышленной завистью: им завидно, что у русского соседа больше пространства и естественные богатства; и вот они пытаются уверить себя и других, что русский народ принадлежит к низшей, полуварварской расе, что он является не более, чем “историческим навозом” и что “сам бог” предназначил его для завоевания, покорения и исчезновения с лица земли. Эти враги – из зависти, жадности и властолюбия.

Но есть и религиозные давние недруги, не находящие себе покоя оттого, что русский народ упорствует в своей “схизме” или “ереси”, не приемлет “истины” и “покорности” и не поддается церковному поглощению. А так как крестовые походы против него невозможны и на костер его не возведешь, то остается одно: повергнуть его в глубочайшую смуту, разложение и бедствия, которые и будут для него или “спасительным чистилищем”, или же “железной метлой”, выметающей Православие в мусорную яму истории. Это недруги – из фанатизма и церковного властолюбия.

Наконец, есть и такие, которые не успокоятся до тех пор, пока им не удастся овладеть русским народом через малозаметную инфильтрацию его и души и воли, чтобы привить ему под видом “терпимости” - безбожие, под видом “республики” - покорность закулисным мановениям, и под видом “федерации” - национальное обезличие. Это зложелатели – закулисные, идущие “тихой сапой”…

Не умно ждать от неприятелей – доброжелательства. Им нужна слабая Россия, изнемогавшая в смутах, в революциях, в гражданских войнах и в расчленении. Им нужна Россия с убывающим народонаселением, что и осуществляется за последние годы. Им нужна Россия безвольная, погруженная в несущественные и нескончаемые партийные распри, вечно застревающая в разногласии и многоволении, неспособная ни оздоровить свои финансы, ни провести военный бюджет, ни создать свою армию, ни примерить рабочего с крестьянином, ни построить необходимый флот. Им нужна Россия расчлененная, по наивному “свободолюбию” согласная на расчленение и воображающая, что её “благо” - в распадении.

Но единая Россия им не нужна.

Одни думают, что Россия, расколовшаяся на множество маленьких государств (например, по числу этнических групп или подгрупп!) перестанет висеть вечной угрозой над своими “беззащитными” европейскими и азиатскими соседями. Это выговаривается иногда открыто.

И еще недавно, в тридцатых годах, один соседний дипломат уверял нас, что такое саморасчленение “бывшей России” по этническим группам будто бы уже подготовлено подпольными переговорами за последние годы и начнется немедленно после падения большевиков”.

Напомню, что писал это Иван Александрович Ильин почти 60 лет тому назад, а созвучно один к одному с нашим временем. Такой прогноз свойственен только истинному патриоту России, каким и был И.А.Ильин.

Сегодня бытует мнение, - Россия обречена на федеральную форму государственности. Население имеет лишь смутное представление о федерализме, не понимая самой сути его.

.Этим пользуются расчленители России, внедряя в сознание мысли о неизбежности федерализма в России.

Латинское слово “фёдус” означает договор и союз, далее – порядок и закон. В государственном праве федерацией называется союз государств. О какой единой России можно вести речь? Как отмечает это положение И.А.Ильин:

“ Они (расчленители Г.С.) мечтают о том, что после падения большевиков граждане единой России опять провалятся в хаос и всепозволенность, безнаказанно разложат своё государство и осуществят по своему произволу столько “общественных договоров”, и учредят, ни с чем не считаясь, столько новых “государствиц”, сколько им заблагорассудится, с тем, что каждое из этих новообразований будет иметь своё правительство, свою армию, свою монету и свою дипломатию…Именно поэтому они желают, чтобы “российские народности” не считались больше с существованием единого русского народа и государства, а воспользовались после – большевистской кончины, смутой для осуществления всеобщего произвола и распада – на основании ложно понятой доктрины “общественного договора”.

Каждому жителю России должно быть предоставлено право, определить по своему усмотрению, к какому такому государству ему принадлежать – к России, или к какому-нибудь иному: кто хочет, потянется к Турции, кто к Китаю, кто к Польше, кто к Германии.

Иные пусть учредят новые государства: Тунгузию, Чувашию, Черемисию, Украину, Белоруссию, Зырянию, Грузию, Крымию.

Или, подобно тому, как было в 1917 году: Моршанскую Республику, Саранскую Федерацию, Сычевскую Демократию, Чухломской Кантон, Новоржевский Штат, Пошехонскую Советию, Бузулукское Ханство, Ивано – Вознесенскую Социалистическую Олигархию и Минское Прелатство…

Они мечтают превратить Россию во множество политически – ничтожных и стратегически – бессильных карликов, и тем предать её на завоевание и порабощение западным и юго-восточным государствам…

Не трудно догадаться из какой среды идет эта программа и кто за ней стоит…Но Россия сама скажет за себя своё последнее слово”.

Как точно описал Ильин прошедшее десятилетие нашей родины – России! Её рвали на части, оторвали громадные куски: Украину, Крым. Пять областей отошло к казахам. На дальнем востоке грузин Шеварднадзе отдал американцам богатое рыбой и нефтью море. Каспийское море, где нефти больше чем во всем мире, уже не принадлежит России. Президентов на территории России больше чем бомжей в Москве, В Приморье, на каждого русского живет десять нелегальных китайцев, и богатства тайги уже не принадлежат русским.

К сожалению, прогноз Ильина сбылся один к одному: Федеративная Россия распадается. Теперь нет русских, а есть россияне. Наряду с замшелым антикоммунизмом Ильин с болью в сердце говорит нужные слова каждому русскому человеку, каждому Россиянину (если у него душа русского патриота), слова тревоги и боли за будущее родины.

Мы потеряли все, что собирали наши предки, столетиями проливая кровь, отбивая происки неприятеля. Мы потеряли почти все морские порты. За границей остались более 25 миллионов русских, наших соотечественников. Мы потеряли десятки миллионов населения и миллионы квадратных километров территории богатой природными ископаемыми. “Отсталые” периферии, отстраиваемые Россией в течение 70 лет, отошли от России и не думают отдавать долги. Мало того, они мордуют русских, оставшихся на их территории, превратив их в людей второго сорта, лишая их гражданства.

Я, марксист, солидарен с антикоммунистом Ильиным в этой части его гражданской позиции. Он прозорливо описал судьбу нашей, Родины, если рухнет коммунистический строй. Он не знал, что делать, чтобы предотвратить эту беду – расчленение России.

Он жаждал краха коммунистической идеологии, смешивая святое и грешное, но он не желал той судьбы России, которую предвидел. К сожалению, его пророчества сбылись.

Действительно, нет пророка в своём отечестве!

Так что же ждет Россию и весь мир, если процесс расчленения России будет продолжаться, как он продолжается теперь? Каков прогноз И.А.Ильина?

Прогноз весьма тревожный. Ильин предполагает два пути развития событий после распада СССР. Первый – фантастический: “…после падения большевиков мировая пропаганда бросит во всероссийский хаос лозунг: “Народы бывшей России. Расчленяйтесь!” И тут “внутри России встанет русская национальная диктатура, которая возьмет в свои крепкие руки “бразды правления”, погасит этот гибельный лозунг и поведет Россию к единству, пресекая все и всякие сепаратистские движения в стране…” Этот вариант я называю фантастическим. Только такой идеалист как Ильин мог рассматривать этот вариант как возможный. Желанный – да! Но, не возможный. Силы, способные разрушить коммунистическое государство – СССР, не оставили на его территории “крепких рук национальной диктатуры”. Если бы такие руки были, они, прежде всего, не позволили бы разрушить СССР! Пример Чеченской республики говорит сам за себя. Нет этих “крепких рук”.

Посмотри Ильин на то, во что превратилась его Родина после “победы” антикоммунистов, он бы пересмотрел бы многие свои взгляды, как их пересмотрели многие “демократы первой волны”. Он бы не стал коммунистом. Отнюдь. Но, его бы взгляды были бы менее эмоциональны, менее религиозны, более аргументированы и конкретны. Эту конкретику дали бы ему сами “демократизаторы”.

Второй вариант не только возможный, а и неизбежный: “…или же такая диктатура не сложится, и в стране начнется непредставимый хаос передвижений, возвращений, отмщений, погромов, развала транспорта, безработицы, голода, холода и безвластия”.

“Тогда Россия будет охвачена анархией и выдаст себя с головой своим национальным, военным, политическим и вероисповедным врагам. В ней сложится тот водоворот погромов и смуты … когда отдельные части её начнут искать спасения в … расчленении.

Само собой разумеется, что этим состоянием анархии захотят воспользоваться наши “добрые соседи”; начнутся всевозможные военные вмешательства под предлогом “самоограждения”, “замирения”, “водворения порядка”, и так далее. Вспомнить 1917-1919 годы, когда только ленивый не брал плохо лежащее русское добро; когда Англия топила русские корабли под предлогом, что они стали “революционно опасными”, а Германия захватила Украину и докатилась до Дона и Волги. И вот “добрые соседи” снова пустят в ход все виды интервенции: дипломатическую угрозу, военную оккупацию, захват сырья, присвоение “концессий”, расхищение военных запасов, одиночный, партийный и массовый подкуп, организацию наемных сепаратистских банд (под названием “национально – федеративных армий) (УНО уже есть Г.С.), создание марионеточных правительств, разжигание и углубление гражданских войн… А новая Лига Наций попытается установить “новый порядок” посредством заочных (Парижских, Берлинских или Женевских) резолюций, направленных на подавление и расчленение Национальной России”.

Вот такое будущее рисовал Ильин в случае краха большевиков в России. А, ведь, почти все сбылось до мельчайших подробностей. Действительно: Нет пророка в своём отечестве!

Антибольшевик Ильин просчитал события за 60 лет до их свершения, а наши послесталинские вожди - “верные ленинцы” своим предательством спутали все его прогнозы. Не предусмотрел Ильин такой беды, как партократы от КПСС, идеологию Горбачева о национальном коммунизме, положившей начало развалу КПСС и СССР.

Он смотрел масштабно, а на этих грызунов не хватило фантазии. Но они – грызуны, своим неуемным аппетитом и массовостью сделали то, чего желал и боялся Ильин. Можно сказать одно, что опасения его сбылись с лихвой!

Г.М.Салов

Hosted by uCoz